ГлавнаяОбратная связь
17.06.2013
28.04.2013

28.04.2013 | Реставрация уникальной стены Спасо-Преображенского собора

27.02.2014 | Конюшенное ведомство отреставрируют под отель
05.02.2014 | В Риме закончилась реставрация колоннады Бернини
26.10.2013 | Дмитрий Ильин – красноярский реставратор картин


Все новости

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове – выдающийся памятник русского Средневековья. Храм, возведенный в XII веке, славится своими уникальными фресками. Время не пощадило мирожских росписей. Специалисты начали бороться за их сохранность еще в XIX веке. Задача номер один для современных реставраторов – освободить нижнюю поверхность стен храма от цементных накладок 100-летней давности. Рассказывают «Новости культуры».

Стены, которым больше восьми веков, рабочие освобождают от цементного панциря. Спасо-Преображенский собор, уникальный псковский памятник домонгольского периода, закрыт на реставрацию. Работы ведутся в специальных палатках. Чтобы пыль как можно меньше попадала на стены.

Построенный и расписанный греческими мастерами в XII веке, храм известен своими фресками. Более сотни сюжетов, посвященных преображению Иисуса Христа – здесь вся его земная жизнь. Степень сохранности фресок – более 80 процентов. Такие памятники во всем мире на особом счету.

«Сохранность фресок очень разная, – отмечает главный хранитель фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря Таисия Круглова. – В некоторых местах сохранность очень хорошая. Но в нижних частях стен вы видите большие утраты. И эти большие утраты вызваны не только длительностью существования памятника, нижняя часть стен пострадала от периодических затоплений».

Построенный без фундамента прямо на скале, на берегу реки Великая, храм много раз страдал от наводнения. Утраты живописи в нижних регистрах говорят о том, как высоко поднималась вода. С водой в храме пытались бороться еще сто лет назад. Сделали дренажные колодцы, бетонный пол, но это не помогло.

«И из этих трещин хлынула вода, – рассказывает архитектор-реставратор, автор проекта реставрации Владимир Никитин. – Плита как бы выдавливается снизу водой. Как гидравлика. В остальное время эта плита закрывает влажную скалу, насыщенную водой».

Вода поступает не только снаружи, но и изнутри – прямо из скалы, на которой стоит храм. Фрески просыхают медленно. Образуются грибковые поражения. Цементные накладки, удерживающие влагу, удалят. Современными растворами укрепят нижнюю часть храма. В стене со стороны реки установят решетку, которая позволит воде уходить беспрепятственно. Раскроют замурованные окна келий.

Источник: http://tvkultura.ru



     Информация о музеях и выставках в музеях Москвы, Петербурга и других городах России
Знаменитые именаГде учатся?Интересные проектыСпасенные памятники

Институт искусства реставрации
Институт искусства
реставрации

Обратная связь:
admin@restaurators.ru
© 2012 www.restaurators.ru При полном или частичном использовании материалов обязательна активная гиперссылка: www.restaurators.ru